Блог Александра Попова

Блог о дизайне, бизнесе и жизни. Дневник экспериментов над собой.

Удивительная страна

Сейчас принято ругать страну, и я тоже часто это делаю. Ругаю власть, ругаю людей NPC. Также принято хвалить отдельных людей, звёзд своего жанра или просто людей с хорошим воспитанием, изрядной долей любопытства, самоиронии и смекалки.

События, происходящие с стране сумели таки развернуть мои взгляды на продолжение жизни, пока не кардинально — я пока не собираю вещи и не разрываюсь на части, чтобы уехать. Но если раньше, я был ярым противником эмиграции, считая, что если ты уехал, то ты проиграл, сдался, убежал от проблем. Сейчас я понял, что помимо того, что деятельность по изменению вещей вокруг себя происходит с очень низким КПД, мы здесь никому не нужны. Я не про политиков и не про власть — я про других людей. Вы, какими бы талантливыми не были, какие бы проекты не сделали, не сможете поменять мнение людей, культурный фон, обстоятельства. По крайней мере не в этой жизни.

Однако, есть одна удивительная особенность России. Мы практически ничего не придумываем сами. Большинство реализованных, крутых идей заимствовано из других культур. Но как только какое-то занятие становится популярным, трендовым, русские поднимают качество этого занятия на какой-то новый запредельный уровень. Несколько примеров. Помните, как свадебная фотография стала популярной и все сразу стали свадебными фотографами? И знаете что? Русские свадебные фотографы сейчас, без сомнения, лучшие в мире. Русские программисты расхватываются направо и налево, хотя русская школа IT никогда не существовала, как и массовая школа дизайна, например. И при этом русские дизайнеры — далеко не последние в мире. А техническое качество и вовсе чуть ли не лучшее. Идей не хватает, а уровень реализации — космический.

Стоит просто ввести новую идею и сделать её популярной. Дальше русские сделают всё сами. Сейчас набирает ход мода на стендап и могу предположить, что лет через 5, русский стендап будет не просто копированием лучших западных примеров, где культура ковалась десятилетиями, а самобытным и феноменально качественным культурным явлением.

Я подумал, почему всё происходит именно так? Люди везде примерно одинаковые, а вот общество отличается. Я нашёл одну важную характеристику, которая помогает нам повышать уровень и становиться лучшими в мире. И характеристика эта — чрезмерная критичность к любому проявлению творчества. Это звучит абсурдно, но именно из-за жётской, не всегда адекватной критики люди либо ломаются, либо делают качественный скачок. Критика рождает высокую конкуренцию, а конкуренция — ключ к развитию. У нас нет конкуренции на уровне большого, честного бизнеса, но есть конкуренция среди людей.

Вот такая удивительная страна.

Образное рабство в дизайне

Дизайн и образ — два неотделимых друг от друга понятия. Дизайн описывает и формирует образ действия, мышления и восприятия. Однако, не всегда образ и дизайн правильно понимают друг друга.

Когда я начинал заниматься дизайном мне дико нравились логотипы. Умные, хитрые, которые охватывают сразу два образа и соединяют их в одном. Как казалось — это и есть самые правильные логотипы и нужно стремиться делать только такие:

Только спустя некоторое время я понял, насколько неверным было моё суждение и понимание того, что такое дизайн и для чего вообще одни им занимаются, а другие за это платят. Дело в том, что в каждой области деятельности есть свои устоявшиеся образы. Если у вас стоматология, то где-то должен быть зуб, а если не зуб, то улыбка. Если вы занимаетесь ремонтом, то никуда не деться от молотков, пил и гаечных ключей. Каждый раз, когда в логотипе или в стиле появляется прямое упонимание деятельности компании, при том через самый очевидный образ, я называю это «наивный дизайн». Он имеет право на существование, но максимально ограничен в возможностях. Так, стоматология с зубом в логотипе вряд ли сможет успешно рекламировать косметические услуги, если вдруг решит расшириться. Но самая главная проблема наивного дизайна в его вторичности. Да, я слышал, что всё уже сделано и не на один раз, но любой компании хочется, чтобы их запомнили: по продукту, по отношению, по коммуникации и по логотипу. Наивных логотипов так много, что они сливаются в единую шеренгу абсолютно одинаковых братьев-близнецов.

Наивный дизайн — не самое страшное, что может случиться с дизайном из-за образа. Там хотя бы присутствует логика и смысл. Гораздо страшнее, когда образ появляется сам собой. Иногда совсем случайно, а иногда из игривой натуры дизайнера. Это те случаи, где презентации строительной компании верстаются по форме молотка, когда абстрактная графика, отдалённо напоминающая облака или волны, начинают выполнять их функцию, оказываясь в изображении в виде неба или моря. Связи может не быть никакой, просто образ наспех присобаченный к дизайну и берущий его в плен. Абстрактная графика на то и абстрактна, чтобы абстрагироваться от образа, а не для того, чтобы привязаться к первому попавшемуся. Это напоминает поход провинциального бухгалтера в галерею современного искусства, где Тамара Ивановна (именно так должны звать всех провинциальных бухгалтеров) начинает искать в картине Джексона Поллока смысловые элементы, пейзажи или людей, а тот просто со всей дури херачит краской через холст, потому что выбрал такой способ отделитсья от образного искусства с мишками на соснах и полуголыми женщинами.

Классно, когда образы легко считаваются, подходят под ситуацию и при этом являются крайне уместными. Такое случается не редко. Но когда образы просто появляются ради того, чтобы появиться, то «это фиаско, братан».

Самый важный этап дизайна упаковки.

Многие со мной не согласятся, но мне кажется, что для того, чтобы сделать хорошую упаковку недостаточно сделать её просто красивой. Важно, чтобы дизайн выделялся на полке, чтобы товароведы и менджеры отдела закупки хотели получить товар в свои магазины или сети. Для того, чтобы выделиться, нужно понимать что уже есть в категории и на какие ценовые сегменты разбит рынок.

Например, нам нужно сделать дизайн для упаковки кетчупа. И нужно создать этикет для стеклянной бутылки, так как клиент метит в сегмент «средний+». Сейчас лидером рынка, а по совместительству и лидером сегмента является Heinz. Есть ещё Балтимор, Махеев, Calve, Felix, Mr. Ricco, Hellmann’s, Пикадор, Торчин, Ряба, Моя семья, Слобода и ряд других производителей из России и ближнего зарубежья. Вот как выглядит продуктовая полка кетчупов от дешёвого до дорогого:

Теперь нам становится очевидно, что самыми любимыми приёмами в дизайне упаковки кетчупов являются использование изображения помидоров, красный, зелёный, белый и светло-жёлтый цвета, изображение готовых блюд, которые едят с кетчупом.

Если ваша задача — вывод нового продукта на рынок, то использовать те же самые приёмы — не самая хорошая идея. Кому нужен ещё один такой же кетчуп, чтобы размыть рынок. Это не интересно ни сетям, ни потребителям (если, конечно, не играть ценой).

Следующий важный этап исследования — изучить то, что уже было сделано у нас и на западе относительно недавно, какие приёмы применялись и какие тенденции появились:

Появилась более современная и яркая типографика, минимализм и уход от изображения продукта. Изучать дизайн этикеток, которые уже были сделаны важно не для того, чтобы скопировать, подсмотреть или вдохновиться, а для того, чтобы понять, что уже было сделано и не повторять приёмы. И вот начинается боль. Ограничения получены. Нужно выделиться на нашей полке, не повторив при этом приёмы с зарубежный полок или биханса с пинтерестом.

Именно благодаря ограничениям начинаешь думать о клиенте, о том, что может ему понравиться, что будет удобнее, приятнее и органичнее смотреться на полке и дома в холодильнике. Что позабавит потребителя, а что оттолкнёт. Исследование рынка и уже существующего дизайна продукции — первый шаг к хорошему дизайну упаковки.

Месяц эксперимента. Новые правила игры.

Прошёл сложный месяц эксперимента по тренировке силы воли и придания собственной жизни порядка. Главное, что я понял: на мои планы и задумки не хватает либо времени, любо сил. Если выполнять все ритуалы, которые я себе наметил, то не хватает времени на то, что приносит больше всего удовольствия — проекты, новые эксперименты и прочее. Это не значит, что я собираюсь прекращать. Я всего лишь поменяю правила игры и постараюсь выйграть себе ещё немного времени в сутках. Мне должен помочь полифазный сон. Я начну с трёхфазного и если зайдёт, то на нём и остановлюсь, а если не зайдёт, то вернусь к обычному режиму и придумаю, на чём можно будет сэкономить силы и время.

Честно говоря, самой сложной выдалась 3-я неделя, в течение которой я изрядно поплыл. Особенно это касалось сна и опозданий. Я 4 раза опоздал за неделю и столько же раз не смог лечь вовремя. И если с опозданиями я смог разобраться на 4-й неделе, то с отходом ко сну всё ещё не очень хорошо. Ложусь позже, теряю продуктивность и чувствую себя неважно. Поэтому и пришёл к идее изменить формат сна.

Спать буду 4 часа ночью с 1:30 до 5:30 и 2 раза днём по 30 минут. С 12 до 12-30 в обед и с 17:30 до 18:00 в самом конце рабочего дня. Для того, чтобы реализовать сей план придётся приезжать на работу на час раньше и изыскивать способы спать в рабочей суете. Будем что-нибудь придумывать.

Вторая вещь, которая изменится — отказ от алкоголя и газированных напитков. Заметил, что вместо кофе часто покупаю банку колы, чтобы восполнить недостаток кофеина и глюкозы. Не самая здоровая замена. Чтобы дать себе хоть немного свободы, решил вернуть 1 чашку кофе в день. Мне придётся очень внимательно ей пользоваться и наслаждаться максимально, так как второй не будет.

Ещё одно интересное наблюдение. Наказания не работают! Сильнее всего подстёгивает не возможное наказание, а сам факт нарушения правил.

Что очень понравилось за время эксперимента:

1) Необходимость учиться 1 час в день помогает регулировать процесс обучения, приводить его к реальности и порядку. Казалось, что я учусь постоянно, а на деле я уделял этому гораздо меньше времени, чем час в день. Успел много всего посмотреть, прочитать и попрактиковать.

2) Блог каждый день — это может и перебор, но печатать вслепую я стал гораздо увереннее, хотя ещё не идеально. Помимо слепой печати важно и то, что я могу рассуждать во время написания постов, формируя, при этом, чёткое мнение. Мне нравится, когда темы приходят одна за другой и очень сложно, когда тему приходится придумывать непосредственно перед написанием поста.

3) Чистая посуда и выброшенный мусор радуют не только меня, но и жену =). А на самом деле гораздо приятнее просыпаться в чистой квартире.

4) Душ каждое утро — класс.

Что вообще не получилось:

1) Не провёл ни одной тренировки

2) Так и не разобрался со всеми личными вещами. Хватило только на то, что на каждую приобретённую вещь, я от одной избавился. Точное количество я до сих пор не знаю, хотя думаю, что если число и переваливает за 150, то совсем немного.

3) Записывание личных расходов без учёта семейных вообще не работает. Свои деньги я контролирую, но это ещё не значит, что их хватит на всё, что нужно семье. При этом я не знаю полной финансовой картины и мои рассчёты и контроль помогают только меньше тратить самому, но не позволяют откладывать (копил только за счёт наказаний) или держать руку на пульсе. Несмотря на это, планирую продолжать.

4) Эксперимент не помог мне сдерживать обещания, так как я не просто не выполняю то, что пообещал, я не всегда помню, что пообещал что-то, делаю это на автомате. Возможно, мне с этим поможет только психиатр.

Пожелайте мне удачи и второй месяц пошёл!

Логотип.

У вас есть бизнес и вам нужен логотип! Точнее, не так:

У вас есть бизнес и вам нужен логотип?
У вас есть бизнес и вам нужен логотип?
У вас есть бизнес и вам нужен логотип?

Отвечу на все 3 вопроса. Ценность логотипа для бизнеса не то чтобы преувеличена, но искажена. Если вам сделают хороший логотип, ваши продажи не полетят вверх, к вам не начнут относиться по-другому клиенты и партнёры, и Форбс не позвонят вам с предложением взять у вас интервью. Так нужен ли вам логотип? Для этого давайте немного окунёмся в историю и поймём, что же такое логотип.

Краткая история логотипа.


Опустим монеты, гербы и печати и перейдём в XVIII век — век рождения рекламы. В те времена не было компьютеров, рекламу рисовали руками, а затем набирали текст из деревянных или железных литер и вырезали графику на деревянных площадках, собирали макет, валом с краской прокрашивали этот наборный макет, а потом отпечатывали его на бумаге.

Процесс создания металлической литеры — рисунок1, пуансон2, матрица3, отливная форма4 и литера5

Этот процесс был очень дорогим и каждая буква или каждый элемент графики добавляли стоимость в разы. Бизнесы же пытались максимально сэкономить: сокращали текст до слоганов и избавлялись от графики, пытаясь обойтись тем набором букв, что уже был в словолитне, чтобы не платить за новые литеры и графику.

Реклама развлекательного шоу 1787 г.

Бизнесы быстро поняли, что писать своё название каждый раз — пустая трата денег, так как в названии много букв, которые нужно собирать и подгонять, а платили в рекламе за каждую литеру. Поэтому компании заказывали у словолитен прямоугольные клише (толщиной с литеру) сразу с полным названием компании и, иногда, графикой, чтобы каждый раз просто вставлять клише в макет и платить как за 1 литеру. Это произошло задолго до того, как торговые знаки можно было регистрировать. Первым зарегистрированным товарным знаком считается пивная Bass, которая зарегистрировала торговый знак — красный треугольник и леттеринг Bass 1 января 1876 года.

Забавный факт, пиво Bass с красным треугольником есть на картине Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер»

Вернёмся к логотипу. Чем меньше было клише, тем дешевле было его изготавливать, поэтому буквы подгоняли друг к другу или вовсе заменяли графическим изображением, чтобы выделиться от конкурентов и в череде одинаковых афиш и рекламных плакатов (напомню, словолитни обладали ограниченным количеством шрифтов). Логотип зачастую был единственным элементом на афише, который позволял отличать, например, один театр от другого.

Зачем вам логотип сегодня?

Сегодня выделиться логотипом вряд ли получится или для этого придётся вложить миллиарды в раскрутку знака и начертания, как это делают Эпл и Найк, так часто приводимые в пример удачных логотипов, которые, якобы, стали одной из причин успешности бизнеса.

Логотип всё ещё является частью коммуникации, переходящей из одного рекламного сообщения в другое, тем, что как клей удерживает всю коммуникацию компании вместе, наряду с фирменным стилем, вербальными приёмами, шрифтами и форматами рекламных сообщений.

Ошибочно предполагать, что по логотипу люди узнают, чем же занимается компания и поэтому нужно обязательно поместить в логотип красный крестик, если компания занимается медициной или собачку, если у вас ветеринарная клиника. Логотип — это лишь коммуникационное отражение сути компании и продукта, который она производит. Они серьёзные или сорвиголовы, активные или устойчивые, агрессивные или спокойные, яркие или скромные. От того, что философия компании со временем меняется, меняется и тип коммуникации. Вы можете себе представить логотип Эпл 1977 года на современных гаджетах?

Логотип так же здорово работает, как подпись для работы или продукта.

А вам точно логотип нужен?

Цель, с которой обращаются за логотипом чаще всего — сформировать стиль или попытаться понравиться целевой аудитории. Сегодня логотипа для этого будет недостаточно. Сделать объявление в ворде с клип-артом и поставить на него крутейший и дорогой логотип можно, но вряд ли цель будет выполнена. Сегодня важно создать систему стиля, систему коммуникации, чтобы создать в головах потенциальных клиентов правильный образ компании. Конечно, ничего не сработает, если ваш продукт — говно.

Создать стиль мало — важно его поддерживать и развивать, везде использовать и ни в коем случае от него не отходить. Иначе получится ситуация, в которой вы микроскопом забиваете гвозди.

А вам ли нужен логотип?


Казалось бы, ответ очевиден. Конечно, логотип нужен именно вам. Но это не так. Логотип компании отдельно от клиента не нужен совсем, а вот если клиент у вас всё-таки есть, то логотип вам может пригодиться в двух случаях:

1) Ваш продукт нужно определить и отделить от других. Подойдите к вешалке с рубашками и попробуйте определить, какой бренд сделал ту или иную рубашку. Вам поможет только лейбл с логотипом. Притом, если вы там увидите слово Armani, написанное весёленьким шрифтом, вы вряд ли доверитесь такому лейблу.

2) Вы хотите, чтобы ваши клиенты ассоциировали себя с вашим брендом. Искуснее всего это получается у спортивных и высокотехнологичных брендов. Я хочу относиться к группе спортсменов Under Armour или Nike и не очень хочу, чтобы меня ассоциировали с брендами Puma или Reebok. Это мои личные предпочтения, основанные на том, как со мной говорят эти бренды. Так что я готов надеть футболку со свушем на всю грудь, а вот прыгающую кошку я на себя не надену по собственному желанию.

Вывод:

Сегодня нужно делать не логотип, а систему коммуникации. Он нужен не вам, а вашим клиентам, и он вам нужен, если продукт готов для того, чтобы вы на нём расписались.

С чего начинать учиться.

Расскажу о маленьком лайфхаке. Это будет очень короткий пост. Чтобы построить себе систему обучения чему бы то ни было, нужно всего-то взять одну книгу и прочитать её от начала и до конца. Однако, помимо обычного осознания написанного, запишите себе абсолютно все книги и материалы на которые ссылается автор (при условии, что книга вам понравилась). Затем найдите материалы и проделайте то же самое. У вас появится разветвлённая бесконечная цепь классной литературы для прочтения. Теоретическая база будет настолько сильной и прочной, что вам больше не понадобятся курсы или лекции с мастер-классами. Всего одна книга.

О фокус группах и опросах.

Многие люди, связанные с продажами, молятся на фокус-группы и опросы, считая, что именно так они смогут понять главное: на что есть спрос и понравится ли клиентам дизайн, продукт или новый бухгалтер Галина Ивановна.

Есть один простой вопрос, который расставляет все точки над ё в отношении фокус-групп и опросов. «Вы сами когда-нибудь участвовали в фокус-группах или опросах?» Если нет, что кто же в них участвует? Это девушки в декрете или кто-то, кто пытается получить «заработок в интернете» или вовсе какие-то дети. Вы считаете, что ваши клиенты — эти? Именно эти люди приносят вам прибыль? Если да, то прекрасно, продолжайте.

Чаще всего платёжеспособная аудитория работает, отдыхает и проводит время с семьёй, а не проводит вечера, отвечая на опросы или просиживая штаны в фокус-группах.

Факт в том, что никто не знает, что сработает, а что нет. Есть чутьё и риск. Немного везения и всё сработает, а если не повезёт, то не сработает. Подумать и рискнуть — так и взрывается рынок. Бояться точно не стоит, ведь страх останавливает. А фокус-группы и опросы — это страх взять ответственность на себя.

О волшебной палочке в иллюстраторе.

Это очередная сугубо дизайнерская заметка про иллюстратор. Я совсем недавно оценил инструмент, который сохраняет массу времени и нервов в иллюстраторе. Это пресловутая волшебная палочка. Она работает не совсем так как в фотошопе и в этом её преимущество. Обычно пользоваться волшебной палочкой в фотошопе супер профи не рекомендуют, так как выделение получается неточное, и вообще всё лучше и качественней делать вручную. Волшебной палочкой в иллюстраторе и вовсе пользуются редко (на моей практике). В чём же прелесть волшебной палочки? Она выделяет похожие объекты по заливке, обводке, прозрачности и методу наложения. Часто возникает примерно такая ситуация:

У нас есть картинка одного цвета с кучей элементов и, например, штриховкой. Нужно исправить толщину штриховки или сделать её цветной. Можно каждую линию выделять вручную, а можно использовать волшебную палочку. Но прежде чем просто тыкать, нужно взять в привычку пару правил:

1) Всегда группируйте объект, с которым вы работаете, и пользуйтесь палочкой в режиме изоляции. Это убережёт вас от нежелательных изменений в других частях документа.

2) Настраивайте характеристики палочки (двойной клик по иконке палочки выводит меню настройки), чтобы она работала как нужно.

Итак в нашем случае настройки будут выглядеть вот так:

За секунды выделяются нужные объекты и их можно менять, группировать, отправлять на разные слои, выравнивать так, как вам удобно и так далее.

В списке горячих клавиш волшебная палочка гордо стоит на «Y».

О любви

А не спеть ли мне песню... Ладно, ладно. Это из другой оперы. Сегодня хотел рассказать о своём видении любви. Оно, как обычно, спорно и может вызвать праведный гнев, но мне от этого ни холодно ни жарко.

Любовь — субстанция, которая раз из раза спасает жизни всего человечества в блокбастерах. Но так ли сильна на самом деле любовь? Ответ — да. Любовь — это самая сильная мотивация, существующая в мире. Для того чтобы понять, что такое любовь (по версии Александра Попова), нужно разобраться в том, что такое счастье (по версии Александра Попова).

Барабанная дробь... счастье — то, ради чего вы живёте. Если вы можете точно ответить на вопрос: кто или что помогает вам подниматься по утрам и делать то, что вы делаете, будь то семья, бог, любимое дело, мечта или песни Егора Крида, то вы счастливы (в случае с последним пунктом — счастливы в своём безумии). Если вы не испытываете подъёма эмоционального фона и вас не трясёт от переполняющих чувств, ещё не значит, то вы не счастливы. Вы всего лишь не получаете дозу каких-то гормонов. Вот и всё! Счастье — не физиологический феномен, а психический. Этого не скажешь об эйфории, с которой часто путают счастье и стараются эйфорией счастье подменить. Эйфорию можно получить и от тяжёлых наркотиков, и от покупки новой вещи, но они не сделают вас счастливыми, а вот гормоны в кровь попадут. Подмена счастья эйфорией сравнима с любой другой зависимостью, когда вы живёте по принципу «стимул — реакция», где «реакция» — получение физического удовольствия от гормонов, а «стимул» — что бы то ни было, что этот вброс гормонов обеспечивает (решение задачи, секс, получение денег, получение объекта желания, получение подходящей реакции от другого человека). Подобное ощущение счастья опасно, так как ведёт в идеальном случае к пресыщению и желанию постоянного увеличения дозировки гормонов, а впоследствии к невозможности ощутить эйфорию, а в худшем случае (если то, чего вы хотите, не получается) приводит к вере в собственное несчастье, депрессии, апатии и даже суициду.

Кому-то может показаться, что под моё описание счастья попадают абсолютно все. Это хоть и близко к истине, но не совсем верно. Верно то, что каждый может быть счастлив, но не каждый является счастливым прямо сейчас. Попробуйте ответить на вопрос: ради чего вы бы отдали свою жизнь? Если можете, то скорее всего вы счастливы, а если затрудняетесь, то пока нет.

Но, Саша! Ведь тема была про любовь, а не про счастье. У меня есть ответ и на это. Любить можно кого-то или что-то. Не получится просто любить, без объекта привязки. Можете попробовать. Если у вас получится или уже получается, поделитесь. Мне очень интересно. Тот, кого вы любите — это тот, кто делает вас счастливым, то есть, даёт причину жить. То, что вы любите — то, что делает вас счастливым, то есть, даёт... ну вы поняли. Опять таки, важно разделять любовь и влюблённость. Влюблённость про физиологию (читай, гормоны) и про бабочек в животе и она живёт эти пресловутые 3 года максимум, а вот любовь вечна и может закончиться с последним вздохом. Может закончиться и раньше, если тот, кого вы любите, больше не является причиной для вашей жизни. Так случается. Большинство разводов происходит именно потому, что влюблённость и физика уже прошли, а психика ещё не сформировалась или не могла сформироваться изначально. Могу предположить, что и измены — попытка вернуть гормоны и ощущение влюблённости.

Кратко: счастье — когда есть ради чего жить. Любовь — чувство, испытываемое к кому-то или чему-то, что делает счастливым.

Быть ленивым — не всегда плохо.

На новогоднем корпоративе меня назвали ленивым дизайнером. В большинстве ситуаций это можно было воспринять, как оскорбление, но в этот раз это был комплимент. Это не значило, что я мало работаю или увиливаю от заданий, а то, что если задача попадается долгая и муторная, я буду искать любой способ сделать её проще и быстрее, чтобы сэкономить время на что-то другое.

Быть ленивым свойственно любому живому человеку. Однако одно дело — когда лень приводит к перекладыванию ответственности и откладыванию всего подряд на завтра и совсем другая сторона медали — поиск короткого пути. Часто этот путь будет темнее и страшнее, чем привычный, но время на то, чтобы добраться до точки назначения уйдёт гораздо меньше. К тому же в следующий раз путь будет уже знакомым и не таким страшным.

Я ленив и жизни и это чаще приводит к негативным последствиям, чем к позитивным, но в каких-то сферах лень толкает к упрощению и получается хорошо. Так за счёт лени появилась моя система обучения английскому языку, которая чудесным образом работает. За счёт лени я начал пользоваться скриптами в графических программах, хотя чаще всего можно обойтись и без них.

Лень — это хорошо, если правильно её использовать и не злоупотреблять.

Ранее Ctrl + ↓