Кириллическая вязь. Итоги одного дня интенсива.

Мне удалось посетить один день из двухдневного интенсива Льва Либермана по русской вязи. Признаюсь честно, вязь была не самой привлекательной темой, так как это что-то церковное и практически не применимое в работе дизайнера. Вязь можно изучать для общего понимания становления кириллицы и потому, что это какая-никак типографика. Так казалось до. Сам мастер класс начался для меня удачным индивидуальным занятием по каллиграфии плоским пером. До этого я плоским пером никогда не писал. Занятный факт: если вы левша и решили заняться каллиграфией плоским пером — бросьте этот гиблый номер. Каллиграфия к левщам нетоллерантна. Это не для нас. Если всё таки решитесь, то придётся извращаться, либо как мне научиться писать правой рукой. Это не так удобно, как левой, но что левой, что правой руками каллиграфирую (если есть вообще такое слово) я крайне посредственно. Так что правая рука или левая — не принципиально.

Когда подошла очередь непосредственно вязи и Лев с лёгкостью прочитал старославянскую церковную надпись запутанную в сложную композицию — я насторожился. Неужели вязь работает только для старославянского и желательно религиозного? Спойлер — нет. Вязь — это такая математика от каллиграфии или даже леттеринга, так как финальное задание у нас было как раз леттеринговое, а не каллиграфическое. Задача простая: как при помощи лигатур, совмещений, выносов и прочих хитростей получить плотный, завязанный текст. Читаемость желательна, но не обязательна. Эстетика — необходима. Именно для эстетических целей в вязи часто появляются узоры (ну или чтобы закрыть дыру в композиции, как это делал я). Но до того как приступить к запутыванию текста мы попрактиковались переделав один из исторических примеров и отписав его плоским пером. У меня получилось так себе, но для первого раза и правой рукой прямо здорово.

После этого мы приступили к мыслительному процессу: что вынести, куда спрятать этот свес, можно ли объеденить мачты «Н» и «И». В итоге мы занимались финальным заданием где-то 2-2,5 часа и я готов показать результат.

Предполагаю, что прочитать это будет довольно сложно, поэтому я переведу. Здесь написана последняя строчка из единственной молитвы, которая мне нравится (раз уж пошла речь о религиозности). Это «Молитва» Антуана де Сент-Экзюпери. Последняя строчка: «Научи меня искусству маленьких шагов».

Есть ещё фотография с некоторыми деталями надписи, из которой можно понять, что вязать весело (если это не свитер с оленями).

Пожалуй, что теперь завязать я смогу любую фразу, но пока без экспериментов над формой итоговой надписи и без похода в дальние странствия различных стилистических вариаций. Ну и чтобы делать это пером и красиво мне понадобится ещё одна жизнь.

В сухом остатке интенсив — крутой, Лев Либерман — крутой, вязь — крутая!

Поделиться
Отправить
Запинить
2018  
Популярное