Блог о дизайне, бизнесе и жизни. Дневник экспериментов над собой.

Позднее Ctrl + ↑

О чём говорит ваша компания?

Любая комания — это набор живых людей, которые создают или перепродают продукт и собирают из своих мнений, навыков и усилий условного Франкенштейна, который за них общается с целевой аудиторией. Сегодня поговорим о том, о чём и как говорит этот Франкенштейн.

Начнём с того, как он выглядит. Именно от внешнего вида зависит первое впечатление о компании (как и о любом человеке). Здесь важно понимать, что в отличии от обычного человека, круг общения или охват компании должен быть значительно больше, а поэтому компании допускается выглядеть как угодно: странно и вычурно, сдержано и сухо, молодо и опрятно или по рок-н-рольному. Главное, чтобы среди вашей аудитории нашлась компания для Франки. Если он будет сегодня опрятным, завтра раздолбаем, а на третий день чопорно, то аудитория не будет понимать, что с этим делать и хотят ли они тратить своё время на столь непостоянную величину. Однако, если компания изо дня в день колет татухи и пирсингует всё тело (это метафора), то своя аудитория у неё найдётся обязательно. К внешнему виду можно отнести фирменный стиль, шрифты, рекламу, графику, видео, оформление социальных сетей и т. д.

Дальше обратим внимание на то, как ваша компания говорит. Именно не что, а как. Стиль подобранных слов, с матом или без, на ты или на вы, длинно или коротко и так далее. У компании вряд ли получится выбрать стиль общения, который не соответствует стилю общения сотрудников. Попробовать можно, но вряд ли выйдет что-то путное.

И самое интересное — это то, что ваш Франкенштейн говорит: какую мысль он пытается донести и отвечает ли за свои слова. Если ваша компания заявляет о том, насколько важны семейные ценности, а всё высшее руководство в разводе, то такой компании не поверят и не купят то, что они пытаются продать. Есть и такие компании, которым попросту нечего сказать и это тупиковый путь. Рано или поздно ваши клиенты заметят, что компания хоть и выглядит хорошо и говорит, вроде бы связно, но белиберда какая-то получается. Слов много — смысла никакого. Если компания не понимает зачем она занимается тем, чем занимается, то и люди в компании не ценят этого и клиенты приходят на один раз, а если и среда конкурентная, то люди пойдут за теми, кому есть что сказать. Прямо как в политике =)

Насмотренность.

В моём мире надолго поселилось несуществующее слово, которое во многом определяет качество дизайна. Суть концепта понятна из самого названия «насмотренность» (далее без кавычек). Это всё то, что ты увидел, оценил, осознал. Насмотренность помогает развить понимание различной эстетики и смотреть на свою работу через призму всего того, что уже было сделано, оценивая насколько хорошо или плохо справился с задачей.

У насмотренности есть интересный побочный эффект: тебе начинают визуально нравиться вещи, которые раньше вызывали только недоумение, циничный смех или местами отвращение. Работает и обратное — то, что нравилось раньше превращается в пошлось и однообразие. Посмотрите на картинки и оцените для себя по пятибальной шкале, насколько вам нравятся эти работы:

aes_6.jpg

Ещё пару лет назад, я бы не оценил любую из этих работ выше чем «удовлетворительно», а некоторые и вовсе получили бы 0 из 5. Сейчас для меня всё это твёрдые пятёрки и я даже боюсь предположить, как я буду оценивать их через 5-10 лет.

На своём пинтересте я собираю коллекцию тех вещей которые завораживают, но находятся на грани визуального блаженства и отвращения.

Такое изменение вкуса совсем не означает, что все мои работы выглядят так же. Конечно, нет. Я понимаю задачи, которые передо мной стоят и аудиторию, которой придётся взаимодействовать с моим дизайном.

Насмотренность работает не только в графике, но и в любой другой сфере жизни, иногда превращаясь в «наслушенность», «нанюханность» и т. д.

Как научиться чему угодно.

На собеседованиях часто просят рассказать о наших сильных сторонах, а мы в ответ бурчим что-то невнятное про ответственность и стрессоустойчивость. Я часто писал про свои слабые стороны, но сегодня хочу написать про одну сторону личности, которой я горжусь. Я могу научиться всему, чему угодно и сделаю это быстро. В сегодняшнем посте решил рассказать о том, как можно научиться учиться.

UPD: мне напомнили, что про самообучение я уже писал. Будем считать, что это расширенные и обновлённые мысли на этот счёт.

Первое, что нужно для обучения — неизбежность. Вы можете придумать её сами, но неизбежность — главный фактор быстрого обучения любому навыку. Так, если вам нужно научиться кататься на коньках по фану, то учиться можно долго, откладывая походы на каток на недели и месяцы. Но если вам нужно научиться кататься на коньках, потому что вы безумно любите хоккей и хотите попасть в школьную команду, а набор через месяц, то у вас нет выбора — трудно играть в хоккей, если не умеешь кататься на коньках.

Или другой пример: сколько вам понадобиться времени и сил, чтобы научиться читать шрифт Брайля? А если вы хотите читать, но не можете видеть или вам нужно работать с людьми с проблемами со зрением или слепыми. Я уверен, что шрифт Брайля можно освоить и за неделю. Всё, что будет дальше — прокачка навыка.

Несмотря на неизбежность, у нас всё равно всегда есть шанс сделать шаг назад. Ну и что, что люблю хоккей? Боюсь выходить на лёд на коньках. Лучше буду любить хоккей по телевизору. Ну и что, что я не могу читать нормальные книги? Есть аудиокниги или можно вообще не читать, ведь шрифт Брайля — это так сложно. Всё это страх того, что вы провалитесь в своём стремлении научиться. Страх того, что у вас ничего не получится.

Побороть ученический страх можно одним хитрым способом — начать делать невозможное. Звучит круто, не правда ли? Делать невозможное! Невозможно выучить иностранный язык за месяц? Пффф... если есть неизбежность, то возможно всё. Почему именно невозможное? Провалисться делая что-то невозможное не получится. Это изначально было невозможно, так что попробовав, вы ничего не проиграли, не провалились и никаких шишек не получили. В то же время, главная цель выполнена — вы преодолели страх и начали учиться.

Итак цель поставлена. Например, я хотел бы выучить html, css, java script и jquery разом, чтобы верстать сайты с анимациями и базами данных. Пока, мне не попалась неизбежная ситуация, поэтому я пока не знаю ничего из вышеперечисленного. Но я уже знаю, как я буду учиться — жизнь подкинет задачу, для которой эти знания будет неплохо использовать и я сразу кинусь делать сложный сайт, для которого нужны глубокие знания всех протоколов.

Сейчас я учусь печатать вслепую. Я пытался много раз и даже полностью проходил пару курсов по слепой печати, но печатать так и не научился. Поэтому у меня и есть задача писать блог каждый день. Я обязал себя писать его вслепую. Это моя неизбежность. Писать мне нужно и нельзя смотреть на клавиатуру. Мне кажется, что лучше было бы только купить клавиатуру без нанесённых на неё символов, но появилась бы проблема с паролями.

Третье, что нужно сделать, чтобы быстро учиться — найти свой инструмент. Лично мне в обучении сильно помогает Youtube. Я нахожу курсы для начинающих по любому поводу, даже если они так себе. Пытаюсь повторить, впитать в себя всё, что я могу. Книги тоже работают, но чуть хуже. Всякие курсы для меня работают ещё хуже, так как никто не может попасть в оптимальный для меня темп. Обучение растягивается во времени и мне становится скучно. С Ютьюбом я на базовом уровне освоил Blender3D и могу сделать визуализацию чего-угодно (конечно, мне иногда понадобится помощь BlenderGuru).

Короткой строкой:
1) Сделайте обучение неизбежным
2) Начинайте с невозможного
3) Найдите свой инструмент

Немного за край.

Я вижу свою дизайнерскую миссию в эволюции эстетического вкуса людей вокруг, моих друзей, клиентов и, в какой-то мере, всего человечества. Менять вкус и предпочтения людей сложно и порой бессмысленно. Никто не примет на веру заявление о том, что вот это красиво и хорошо, а вот это бездарная похабщина. Поэтому, помимо постоянного прокачивания своего вкуса я заметил механику, которой я хочу с вами поделиться. Быть может вы уже так делаете. Я называю её «немного за край».

Создавая какой-либо дизайнерский продукт мы так или иначе показываем разные варианты или путь, который мы выбрали для себя в разработке или лонг-листы с дополнительными вариантами. Мы понимаем нашего клиента и то, на что он может согласиться (чаще всего это нас не устраивает). Поэтому мы можем сделать безопасный вариант — такой, который клиент может принять прямо сейчас, если мы аргументируем его и покажем в лучшем свете. Я предпочитаю делать ещё два варианта по следующему принципу: первый вариант должен немного выходить за рамки привычной эстетики клиента, а второй дожен уводить его в такие дали от зоны визуального комфорта, что даже поисково-спасательный отряд туда не отправляется.

В I’am был проект, в рамках которого мне предстояло создать дизайн этикетки для молока. Были концепты, которые клиент мог принять со скрипом в сердце.

Был вариант, который был слишком смелым и немного сумасшедшим для заказчика, так как не вписывался с его понимание о молочной этикетке.

Но между ними был вариант, который нравился мне своей минималистичностью, но был немного за краем принятия его в производство.... если бы не вариант выше.

Всё получилось. Минималистичный вариант приняли, и произошло это от того, что мы смогли немного качнуть рамки принятого: того, что может попасть на этикетку, рекламу или в интерьер. Простой приём расширения крайности прекрасно работает в дизайне.

Думай как клиент. Цикл о продажах. Часть 1

Не важно, чем вы занимаетесь, что продаёте, кто ваш клиент и кто у вас работает. Для любого бизнеса или даже фриланса работет одно простое правило «думай как». Если вы работаете с конечными потребителями, или точнее, если потребители приносят вам прибыль, то при взвешивании любой ситуации, нужно думать как потребитель. Если вы ищите инвестора, то при построении всей работы по поиску, нужно думать, как инвестор.

Это очень легко звучит на словах, но на самом деле крайне сложно- и, к сожалению, крайне редкореализуемая стратегия. Любому человеку, который продаёт свойственно ставить свои интересы и боль выше, чем боль тех, кто у него что-то покупает. Приведу пример:

Все мы в розничных магазинах замечали такую закономерность. Если мы хотим купить пакет молока, то первый ряд выкладки будет менее свежим, чем дальние. Ещё и всё молоко будет повёрнуто датой изготовления от клиента, чтобы проверка свежести была как можно более неприятным и неудобным делом. Логика понятна: «мы накосячили и не смогли расчитать, сколько сможем продать молока и теперь у нас осталось лишнее. Если его поставить назад, то его никто вообще не купит и его придётся выкинуть, а это прямые убытки. А если мы поставим старое молоко на первый ряд, то может кто-то не заметит, забъёт и просто возьмёт его». Такая же штука работает и с курицей.

Что, как думают магазины происходит: люди берут сначала старое молоко, а потом доходят до свежего и у нас нет убытков и молоко не застаивается.

Что происходит на самом деле: люди всё равно проверяют свежесть молока, так как у всех натуральное молоко скисает в холодильнике за одинаковое время, поэтому люди хотят, чтобы у них оно стояло как можно дольше. Это приводит к тому, что на первом ряду стоит уже не вчерашнее молоко, а молоко чуть ли не недельной давности, которое никто не берёт. Люди проверяют несколько пакетов и если среди них нет свежего — они просто идут искать свежее молоко в другое место. Так не покупается не только старое молоко, но и свежее, если клиент на него не наткнулся и плюнул. Это пораждает ещё больше застоявшегося молока.

Как решить такую проблему как нераскупленное за день молоко? Всё очень просто: на полке ставим разграничители по датам: сегодняшнее, вчерашнее, 2 дня и так далее. Так клиенту будет проще покупать молоко и он с большой вероятностью будет приходить именно в ваш магазин за молоком, а не в соседний. Ведь он понимает, что у вас он может точно купить свежее молоко и не ошибиться. А если всё свежее молоко раскуплено, то он это видит и понимает — «кончилось» — и берёт вчерашнее.

Всё, что удобно в мире клиента будет работать. Всё, что ограничивает клиента будет прямо или косвенно вести к убыткам.

Говорят «клиент всегда прав» и это так, но не в том смысле, что вы должны прогибаться под любую истеричную маразматичную бабку, если она ваш клиент или вы должны преклоняться и лебезить перед каждым человеком, который купил у вас товара на 50 копеек. Нет, конечно. Клиент всегда прав в обоощённом смысле. Клиент — не один человек, а все покупатели вашего товара и если он (клиент) его покупает, значит вы сделали всё правильно и клиент прав, а если не покупает, то вы сделали что-то неправильно и клиент опять прав.

Думайте о клиентах. Думайте как клиенты.

Плохая, злая кириллица!

Проживая на улице дизайнеров на каждом углу слышу — кириллица плохая, некрасивая, латиница лучше и, вообще, русский текст — забор. Сначала верил всем специалистам, утверждавшим, что кастрированная кириллица просто ужасна. Потом начал сомневаться, а после понял одну простую истину. Китайцы не жалуются, что у них забор, арабы не жалуются, что у них кустарник, а мы просто любим жаловаться. У нас красивый, модный, самобытный алфавит, который можно любить, а можно не любить, но точно его можно сделать красивым.

Классные антиквы — anselm serif, kelvinch. Гротесков не так много, но даже mont, formular и bergen sans могут порадовать глаз.

А если рисовать буквы самому, то понимаешь, насколько крутые у нас буквы Ж, Ф и Ц, а строчная «б» ничем не уступает в изящности латинской «g». Кириллица не кастрированная, не урезанная. У нас не так много эксериментов, как могло бы быть, если бы шрифты регулярно покупали, а не воровали. Но даже с таким набором нужно прекратить ныть, что у нас некрасивый ущербный алфавит, а посмотреть на него под другим углом, не пытаясь сравнивать с латиницей и понять, что в его забористости есть своя эстетика.

Любите кириллицу.

Кадры. Развитие.

В первой части серии про кадры я писал, как работает поиск кадров при помощи HR-брендинга

Сейчас поговорим о развитии кадров и о страшной ошибке, которую может допустить руководитель и навсегда потерять классного специалиста. Как бы нелепо это не звучало, но идеальной итоговой точкой развития любого сотрудника будет его уход из компании в компанию, которая в рейтинге этого сотрудника находится выше. О рейтинге писал в первой статье. Так сотрудник уходит мирно, дружелюбно и какое-то время может даже заходить в гости. Для сотрудника это идеальный вариант, он научился, в него вложили время и силы, дали спокойно совершать ошибки, пару раз отправили на обучение за счёт компании и всё это для того, чтобы воспитать работника своим более маститым конкурентам. Обидно, не так ли? Но обижаться уж точно не стоит, а стоит принять эту данность как закон карьерной эволюции человека. Если вдруг ваша компания не выросла или не обогнала всех конкурентов в гонке за лушчего работодателя, то лучшие специалисты рано или поздно будут уходить на лучшие места. А работодателю остаётся получить от работника максимум, который он может дать за это время.

Многие современные работодатели предпочитают стагнацию развитию и таким образом спасаются от текучки кадров и сохраняют костяк команды. Проблема только в том, что от этого страдает продукт, ибо он тоже не развивается.

Как работает стагнация? Персонал не обучается, задачи предлагаются знакомые, в команде есть чёткое разделение задач. Сотруднику редко и неохотно предлагаются новые задачи, так как в них можно изрядно накосячить и условная Валентина Петровна сделат их гораздо лучше, так как 5 лет занимается только подобными задачами. Вы хотите поехать на полезный семинар? Не хватало только, чтобы вас там наши конкуренты перехватили! Нет уж, сидите дома и не открывайте двери незнакомым.

Любой «хороший» специалист в таких компаниях загнивает меньше чем за год. В первые месяцы новый коллектив и новые задачи разогревают интерес, а когда задачи начинают повторяться из раз в раз, становится скучно, а скука — прямой путь к уходу из компании.

Хороших специалистов всегда придётся растить. Для того, чтобы понять как это работает, обратимся к западным университетам. Там можно учиться 4 или 6 или 8 лет. Во время учёбы университет предоставляет одарённым студентам всевозможные льготы, гранты, бесплатное жильё и учёбу а за это использует их сильные стороны для исследовательских проектов университета. Их прикрепляют к профессорам и они проводят свои студенческие жизни в стенах лабораторий. Некоторые потом остаются и обучают других, но процент не велик.

Примерно так же и в карьерном мире. Не каждый специалист может стать руководителем, но каждый может дать свои способности в обмен на льготы и обучение.

Что можно делать:
— Давать новые, сложные задачи;
— Помогать, если просят помощи;
— Требовать качественной работы даже над новыми задачами;
— Отправлять учиться;
— Просить поделиться полученными знаниями с коллегами;
— Разговаривать откровенно и честно.

Чего нельзя делать:
— Ограждать от нового и сложного;
— Пытаться удержать ценного сотрудника всеми силами как можно дольше;
— Критиковать самостоятельность и попытки взять ответственность;
— Недооценивать специалиста.

На последнем пункте хочется остановиться отдельно и объяснить, что я имею в виду. Оценка всегда будет субъективна. С этим никто не спорит. Но вот что важно улавливать руководителю: сотрудник хочет выделиться и сделать больше, чем обычно делает — это нужно мгновенно отслеживать и поощрять, пусть не сильно, но всегда деньгами или новыми условиями. Если пропустить тот момент когда работник выложился на максимум и не поощрить, то больше желания работать усерднее, чем предполагает договор у него не будет. Для сотрудника эта переработка — эксперимент и если он не привёл к результатам, то больше пробовать он скорее всего не будет. Для наёмного рабочего важно понимать, что его чувствуют в компании, что понимают, где он забуксовал, замечают, когда он выложился на максимум и правильно подбирают слова и действия, чтобы это ему показать. Если не обращать внимания на эти Стахановские потуги, то работнику начнёт казаться, что его не ценят в компании и он там просто для галочки, что его хорошем расположением к компании бессовесно пользуются и рано или поздно уйдёт.

Сила таланта и время.

Задался вопросом — насколько сильно влияние таланта? Может ли талантливый человек работать меньше и получать больше? Можно ли компенсировать отсутствие таланта упорной работой?

Признаюсь, раньше не верил в талант и утверждал, что упорная работа над собой и вложенное время сделают из бесталанного чурбана великого мастера. Совсем недавно осознал, что я ошибался. Талант — не в том, что получается легче и проще, а как раз в том, насколько человек предан делу и насколько он готов в него вкладывать.

Меня очень напрягает, когда люди ищут оправдание вместо движения вперёд. Это может быть сетование на недостаток таланта, инструменты или неподходящее время или ещё миллион причин. В то же время восхищает, как кто-то великий продолжает совершенствоваться потому, что любит своё дело. Одним из таких примеров легко назвать Наталью О’Шей (Хелавису) из группы «Мельница». Человек, которому уже нечего доказывать продолжает работать над собой и выдавать феноменальные вокальные представления и прогрессировать вокально. Одно дело писать партии в студии и другое повторять и улучшать их на живом концерте.

Ещё один человек, восхищенье которым вызвало мурашки сегодня — жена. Случайно взятый с собой фотоаппарат, одно место в зале с которого не встать, не перейти и всё равно крутые атмосферные снимки, которые я с удовольствием добавлю в свою коллекцию.

Приятно видеть, как вложенное время как камень оттачивает навык и превращает ремесло в искусство.

Это самая любимая!
Эта тоже крутая.
Арфа? Да, блин, арфа.
А это вообще человек оркестр. Он играл на 8-9 разных инструментах за концерт. Если бы у меня была шляпа, то снял бы.

Кириллическая вязь. Итоги одного дня интенсива.

Мне удалось посетить один день из двухдневного интенсива Льва Либермана по русской вязи. Признаюсь честно, вязь была не самой привлекательной темой, так как это что-то церковное и практически не применимое в работе дизайнера. Вязь можно изучать для общего понимания становления кириллицы и потому, что это какая-никак типографика. Так казалось до. Сам мастер класс начался для меня удачным индивидуальным занятием по каллиграфии плоским пером. До этого я плоским пером никогда не писал. Занятный факт: если вы левша и решили заняться каллиграфией плоским пером — бросьте этот гиблый номер. Каллиграфия к левщам нетоллерантна. Это не для нас. Если всё таки решитесь, то придётся извращаться, либо как мне научиться писать правой рукой. Это не так удобно, как левой, но что левой, что правой руками каллиграфирую (если есть вообще такое слово) я крайне посредственно. Так что правая рука или левая — не принципиально.

Когда подошла очередь непосредственно вязи и Лев с лёгкостью прочитал старославянскую церковную надпись запутанную в сложную композицию — я насторожился. Неужели вязь работает только для старославянского и желательно религиозного? Спойлер — нет. Вязь — это такая математика от каллиграфии или даже леттеринга, так как финальное задание у нас было как раз леттеринговое, а не каллиграфическое. Задача простая: как при помощи лигатур, совмещений, выносов и прочих хитростей получить плотный, завязанный текст. Читаемость желательна, но не обязательна. Эстетика — необходима. Именно для эстетических целей в вязи часто появляются узоры (ну или чтобы закрыть дыру в композиции, как это делал я). Но до того как приступить к запутыванию текста мы попрактиковались переделав один из исторических примеров и отписав его плоским пером. У меня получилось так себе, но для первого раза и правой рукой прямо здорово.

После этого мы приступили к мыслительному процессу: что вынести, куда спрятать этот свес, можно ли объеденить мачты «Н» и «И». В итоге мы занимались финальным заданием где-то 2-2,5 часа и я готов показать результат.

Предполагаю, что прочитать это будет довольно сложно, поэтому я переведу. Здесь написана последняя строчка из единственной молитвы, которая мне нравится (раз уж пошла речь о религиозности). Это «Молитва» Антуана де Сент-Экзюпери. Последняя строчка: «Научи меня искусству маленьких шагов».

Есть ещё фотография с некоторыми деталями надписи, из которой можно понять, что вязать весело (если это не свитер с оленями).

Пожалуй, что теперь завязать я смогу любую фразу, но пока без экспериментов над формой итоговой надписи и без похода в дальние странствия различных стилистических вариаций. Ну и чтобы делать это пером и красиво мне понадобится ещё одна жизнь.

В сухом остатке интенсив — крутой, Лев Либерман — крутой, вязь — крутая!

2018  

Важность философии

Всё чаще и чаще в разговорах о целях, мечтах, достижениях и планах возникают вопросы «куда двигаться?», «что делать?», а главное «зачем?». Ответ «я так хочу» звучит как отговорка и не мотивирует на свершения, и в целом является очень зыбким песком под ногами в походе за мечтой.

Здесь нам на помощь приходит философия. Выработав личную или корпоративную систему ценностей и знаний, становится легче принимать тяжёлые решения и выбирать вектор развития. Философия должна идти изнутри человека или компании, а не в коем случае не быть навязанна извне. Философия, в которую не верят, теряет силу и значимость. Самый простой способ подступиться к оформлению собственной философии: создать документ и в нём по-порядку ответить на вопросы:

— Что важно сейчас?
— Что должно быть важно завтра и в любой последующий день?
— Что вы хотите сказать людям в одном предложении?
— Что заставляет делать дела?
— На что вы не готовы пойти ни при каких обстоятельствах? (Напрмер, убить человека, работать с микрозаймовыми организациями или лезть в политику)
— От чего хорошие мурашки пробегают по спине?
— Ваше самое ценное личное или корпоративное качество, которое вы бы не хотели потерять?

Сам документ не будет иметь такой силы, как сам процес его составления, во время которого вы вербально оформите то, чем дышите и на чём стоите.

В дальнейшем важно иметь собственное сформированное аргуменированное мнение по любому вопросу, которое может меняться и эволюционировать. Может меняться ваше отношение к семье, людям, богу, времени, происхождению мира. Новые ценности нельзя принимать на веру сразу, с ними нужно пожить, чтобы понять, насколько они соотносятся с остальной базой знаний.

Мне понравился ответ Альберта Эйнштейна после презентации одной из альтернативных идей физической картины мира. В отличии от критично настроенных коллег, он не стал называть идею бредом, а сказал «нужно придумать, как пересмотреть мою теорию относительности, чтобы она смогла соответствовать вашей».

Сегодня я поблагодарю одного из самых важных людей в моей жизни — своего папу. Благодаря ему я стал задумываться над важнейшими вопросами в жизни и во многом благодаря ему вырабатывалась моя картина мира. С детства многое в ней поменялось, но без него это было бы невозможно. Спасибо!

Ранее Ctrl + ↓