9 заметок с тегом

дизайн

Образное рабство в дизайне

Дизайн и образ — два неотделимых друг от друга понятия. Дизайн описывает и формирует образ действия, мышления и восприятия. Однако, не всегда образ и дизайн правильно понимают друг друга.

Когда я начинал заниматься дизайном мне дико нравились логотипы. Умные, хитрые, которые охватывают сразу два образа и соединяют их в одном. Как казалось — это и есть самые правильные логотипы и нужно стремиться делать только такие:

Только спустя некоторое время я понял, насколько неверным было моё суждение и понимание того, что такое дизайн и для чего вообще одни им занимаются, а другие за это платят. Дело в том, что в каждой области деятельности есть свои устоявшиеся образы. Если у вас стоматология, то где-то должен быть зуб, а если не зуб, то улыбка. Если вы занимаетесь ремонтом, то никуда не деться от молотков, пил и гаечных ключей. Каждый раз, когда в логотипе или в стиле появляется прямое упонимание деятельности компании, при том через самый очевидный образ, я называю это «наивный дизайн». Он имеет право на существование, но максимально ограничен в возможностях. Так, стоматология с зубом в логотипе вряд ли сможет успешно рекламировать косметические услуги, если вдруг решит расшириться. Но самая главная проблема наивного дизайна в его вторичности. Да, я слышал, что всё уже сделано и не на один раз, но любой компании хочется, чтобы их запомнили: по продукту, по отношению, по коммуникации и по логотипу. Наивных логотипов так много, что они сливаются в единую шеренгу абсолютно одинаковых братьев-близнецов.

Наивный дизайн — не самое страшное, что может случиться с дизайном из-за образа. Там хотя бы присутствует логика и смысл. Гораздо страшнее, когда образ появляется сам собой. Иногда совсем случайно, а иногда из игривой натуры дизайнера. Это те случаи, где презентации строительной компании верстаются по форме молотка, когда абстрактная графика, отдалённо напоминающая облака или волны, начинают выполнять их функцию, оказываясь в изображении в виде неба или моря. Связи может не быть никакой, просто образ наспех присобаченный к дизайну и берущий его в плен. Абстрактная графика на то и абстрактна, чтобы абстрагироваться от образа, а не для того, чтобы привязаться к первому попавшемуся. Это напоминает поход провинциального бухгалтера в галерею современного искусства, где Тамара Ивановна (именно так должны звать всех провинциальных бухгалтеров) начинает искать в картине Джексона Поллока смысловые элементы, пейзажи или людей, а тот просто со всей дури херачит краской через холст, потому что выбрал такой способ отделитсья от образного искусства с мишками на соснах и полуголыми женщинами.

Классно, когда образы легко считаваются, подходят под ситуацию и при этом являются крайне уместными. Такое случается не редко. Но когда образы просто появляются ради того, чтобы появиться, то «это фиаско, братан».

2018   дизайн   образ

Самый важный этап дизайна упаковки.

Многие со мной не согласятся, но мне кажется, что для того, чтобы сделать хорошую упаковку недостаточно сделать её просто красивой. Важно, чтобы дизайн выделялся на полке, чтобы товароведы и менджеры отдела закупки хотели получить товар в свои магазины или сети. Для того, чтобы выделиться, нужно понимать что уже есть в категории и на какие ценовые сегменты разбит рынок.

Например, нам нужно сделать дизайн для упаковки кетчупа. И нужно создать этикет для стеклянной бутылки, так как клиент метит в сегмент «средний+». Сейчас лидером рынка, а по совместительству и лидером сегмента является Heinz. Есть ещё Балтимор, Махеев, Calve, Felix, Mr. Ricco, Hellmann’s, Пикадор, Торчин, Ряба, Моя семья, Слобода и ряд других производителей из России и ближнего зарубежья. Вот как выглядит продуктовая полка кетчупов от дешёвого до дорогого:

Теперь нам становится очевидно, что самыми любимыми приёмами в дизайне упаковки кетчупов являются использование изображения помидоров, красный, зелёный, белый и светло-жёлтый цвета, изображение готовых блюд, которые едят с кетчупом.

Если ваша задача — вывод нового продукта на рынок, то использовать те же самые приёмы — не самая хорошая идея. Кому нужен ещё один такой же кетчуп, чтобы размыть рынок. Это не интересно ни сетям, ни потребителям (если, конечно, не играть ценой).

Следующий важный этап исследования — изучить то, что уже было сделано у нас и на западе относительно недавно, какие приёмы применялись и какие тенденции появились:

Появилась более современная и яркая типографика, минимализм и уход от изображения продукта. Изучать дизайн этикеток, которые уже были сделаны важно не для того, чтобы скопировать, подсмотреть или вдохновиться, а для того, чтобы понять, что уже было сделано и не повторять приёмы. И вот начинается боль. Ограничения получены. Нужно выделиться на нашей полке, не повторив при этом приёмы с зарубежный полок или биханса с пинтерестом.

Именно благодаря ограничениям начинаешь думать о клиенте, о том, что может ему понравиться, что будет удобнее, приятнее и органичнее смотреться на полке и дома в холодильнике. Что позабавит потребителя, а что оттолкнёт. Исследование рынка и уже существующего дизайна продукции — первый шаг к хорошему дизайну упаковки.

2018   б   бизнес   брендинг   дизайн   упаковка

Логотип.

У вас есть бизнес и вам нужен логотип! Точнее, не так:

У вас есть бизнес и вам нужен логотип?
У вас есть бизнес и вам нужен логотип?
У вас есть бизнес и вам нужен логотип?

Отвечу на все 3 вопроса. Ценность логотипа для бизнеса не то чтобы преувеличена, но искажена. Если вам сделают хороший логотип, ваши продажи не полетят вверх, к вам не начнут относиться по-другому клиенты и партнёры, и Форбс не позвонят вам с предложением взять у вас интервью. Так нужен ли вам логотип? Для этого давайте немного окунёмся в историю и поймём, что же такое логотип.

Краткая история логотипа.


Опустим монеты, гербы и печати и перейдём в XVIII век — век рождения рекламы. В те времена не было компьютеров, рекламу рисовали руками, а затем набирали текст из деревянных или железных литер и вырезали графику на деревянных площадках, собирали макет, валом с краской прокрашивали этот наборный макет, а потом отпечатывали его на бумаге.

Процесс создания металлической литеры — рисунок1, пуансон2, матрица3, отливная форма4 и литера5

Этот процесс был очень дорогим и каждая буква или каждый элемент графики добавляли стоимость в разы. Бизнесы же пытались максимально сэкономить: сокращали текст до слоганов и избавлялись от графики, пытаясь обойтись тем набором букв, что уже был в словолитне, чтобы не платить за новые литеры и графику.

Реклама развлекательного шоу 1787 г.

Бизнесы быстро поняли, что писать своё название каждый раз — пустая трата денег, так как в названии много букв, которые нужно собирать и подгонять, а платили в рекламе за каждую литеру. Поэтому компании заказывали у словолитен прямоугольные клише (толщиной с литеру) сразу с полным названием компании и, иногда, графикой, чтобы каждый раз просто вставлять клише в макет и платить как за 1 литеру. Это произошло задолго до того, как торговые знаки можно было регистрировать. Первым зарегистрированным товарным знаком считается пивная Bass, которая зарегистрировала торговый знак — красный треугольник и леттеринг Bass 1 января 1876 года.

Забавный факт, пиво Bass с красным треугольником есть на картине Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер»

Вернёмся к логотипу. Чем меньше было клише, тем дешевле было его изготавливать, поэтому буквы подгоняли друг к другу или вовсе заменяли графическим изображением, чтобы выделиться от конкурентов и в череде одинаковых афиш и рекламных плакатов (напомню, словолитни обладали ограниченным количеством шрифтов). Логотип зачастую был единственным элементом на афише, который позволял отличать, например, один театр от другого.

Зачем вам логотип сегодня?

Сегодня выделиться логотипом вряд ли получится или для этого придётся вложить миллиарды в раскрутку знака и начертания, как это делают Эпл и Найк, так часто приводимые в пример удачных логотипов, которые, якобы, стали одной из причин успешности бизнеса.

Логотип всё ещё является частью коммуникации, переходящей из одного рекламного сообщения в другое, тем, что как клей удерживает всю коммуникацию компании вместе, наряду с фирменным стилем, вербальными приёмами, шрифтами и форматами рекламных сообщений.

Ошибочно предполагать, что по логотипу люди узнают, чем же занимается компания и поэтому нужно обязательно поместить в логотип красный крестик, если компания занимается медициной или собачку, если у вас ветеринарная клиника. Логотип — это лишь коммуникационное отражение сути компании и продукта, который она производит. Они серьёзные или сорвиголовы, активные или устойчивые, агрессивные или спокойные, яркие или скромные. От того, что философия компании со временем меняется, меняется и тип коммуникации. Вы можете себе представить логотип Эпл 1977 года на современных гаджетах?

Логотип так же здорово работает, как подпись для работы или продукта.

А вам точно логотип нужен?

Цель, с которой обращаются за логотипом чаще всего — сформировать стиль или попытаться понравиться целевой аудитории. Сегодня логотипа для этого будет недостаточно. Сделать объявление в ворде с клип-артом и поставить на него крутейший и дорогой логотип можно, но вряд ли цель будет выполнена. Сегодня важно создать систему стиля, систему коммуникации, чтобы создать в головах потенциальных клиентов правильный образ компании. Конечно, ничего не сработает, если ваш продукт — говно.

Создать стиль мало — важно его поддерживать и развивать, везде использовать и ни в коем случае от него не отходить. Иначе получится ситуация, в которой вы микроскопом забиваете гвозди.

А вам ли нужен логотип?


Казалось бы, ответ очевиден. Конечно, логотип нужен именно вам. Но это не так. Логотип компании отдельно от клиента не нужен совсем, а вот если клиент у вас всё-таки есть, то логотип вам может пригодиться в двух случаях:

1) Ваш продукт нужно определить и отделить от других. Подойдите к вешалке с рубашками и попробуйте определить, какой бренд сделал ту или иную рубашку. Вам поможет только лейбл с логотипом. Притом, если вы там увидите слово Armani, написанное весёленьким шрифтом, вы вряд ли доверитесь такому лейблу.

2) Вы хотите, чтобы ваши клиенты ассоциировали себя с вашим брендом. Искуснее всего это получается у спортивных и высокотехнологичных брендов. Я хочу относиться к группе спортсменов Under Armour или Nike и не очень хочу, чтобы меня ассоциировали с брендами Puma или Reebok. Это мои личные предпочтения, основанные на том, как со мной говорят эти бренды. Так что я готов надеть футболку со свушем на всю грудь, а вот прыгающую кошку я на себя не надену по собственному желанию.

Вывод:

Сегодня нужно делать не логотип, а систему коммуникации. Он нужен не вам, а вашим клиентам, и он вам нужен, если продукт готов для того, чтобы вы на нём расписались.

С чего начинать учиться.

Расскажу о маленьком лайфхаке. Это будет очень короткий пост. Чтобы построить себе систему обучения чему бы то ни было, нужно всего-то взять одну книгу и прочитать её от начала и до конца. Однако, помимо обычного осознания написанного, запишите себе абсолютно все книги и материалы на которые ссылается автор (при условии, что книга вам понравилась). Затем найдите материалы и проделайте то же самое. У вас появится разветвлённая бесконечная цепь классной литературы для прочтения. Теоретическая база будет настолько сильной и прочной, что вам больше не понадобятся курсы или лекции с мастер-классами. Всего одна книга.

2018   дизайн   жизнь   обучение   развитие

Насмотренность.

В моём мире надолго поселилось несуществующее слово, которое во многом определяет качество дизайна. Суть концепта понятна из самого названия «насмотренность» (далее без кавычек). Это всё то, что ты увидел, оценил, осознал. Насмотренность помогает развить понимание различной эстетики и смотреть на свою работу через призму всего того, что уже было сделано, оценивая насколько хорошо или плохо справился с задачей.

У насмотренности есть интересный побочный эффект: тебе начинают визуально нравиться вещи, которые раньше вызывали только недоумение, циничный смех или местами отвращение. Работает и обратное — то, что нравилось раньше превращается в пошлось и однообразие. Посмотрите на картинки и оцените для себя по пятибальной шкале, насколько вам нравятся эти работы:

aes_6.jpg

Ещё пару лет назад, я бы не оценил любую из этих работ выше чем «удовлетворительно», а некоторые и вовсе получили бы 0 из 5. Сейчас для меня всё это твёрдые пятёрки и я даже боюсь предположить, как я буду оценивать их через 5-10 лет.

На своём пинтересте я собираю коллекцию тех вещей которые завораживают, но находятся на грани визуального блаженства и отвращения.

Такое изменение вкуса совсем не означает, что все мои работы выглядят так же. Конечно, нет. Я понимаю задачи, которые передо мной стоят и аудиторию, которой придётся взаимодействовать с моим дизайном.

Насмотренность работает не только в графике, но и в любой другой сфере жизни, иногда превращаясь в «наслушенность», «нанюханность» и т. д.

Немного за край.

Я вижу свою дизайнерскую миссию в эволюции эстетического вкуса людей вокруг, моих друзей, клиентов и, в какой-то мере, всего человечества. Менять вкус и предпочтения людей сложно и порой бессмысленно. Никто не примет на веру заявление о том, что вот это красиво и хорошо, а вот это бездарная похабщина. Поэтому, помимо постоянного прокачивания своего вкуса я заметил механику, которой я хочу с вами поделиться. Быть может вы уже так делаете. Я называю её «немного за край».

Создавая какой-либо дизайнерский продукт мы так или иначе показываем разные варианты или путь, который мы выбрали для себя в разработке или лонг-листы с дополнительными вариантами. Мы понимаем нашего клиента и то, на что он может согласиться (чаще всего это нас не устраивает). Поэтому мы можем сделать безопасный вариант — такой, который клиент может принять прямо сейчас, если мы аргументируем его и покажем в лучшем свете. Я предпочитаю делать ещё два варианта по следующему принципу: первый вариант должен немного выходить за рамки привычной эстетики клиента, а второй дожен уводить его в такие дали от зоны визуального комфорта, что даже поисково-спасательный отряд туда не отправляется.

В I’am был проект, в рамках которого мне предстояло создать дизайн этикетки для молока. Были концепты, которые клиент мог принять со скрипом в сердце.

Был вариант, который был слишком смелым и немного сумасшедшим для заказчика, так как не вписывался с его понимание о молочной этикетке.

Но между ними был вариант, который нравился мне своей минималистичностью, но был немного за краем принятия его в производство.... если бы не вариант выше.

Всё получилось. Минималистичный вариант приняли, и произошло это от того, что мы смогли немного качнуть рамки принятого: того, что может попасть на этикетку, рекламу или в интерьер. Простой приём расширения крайности прекрасно работает в дизайне.

2018   дизайн   клиенты

Плохая, злая кириллица!

Проживая на улице дизайнеров на каждом углу слышу — кириллица плохая, некрасивая, латиница лучше и, вообще, русский текст — забор. Сначала верил всем специалистам, утверждавшим, что кастрированная кириллица просто ужасна. Потом начал сомневаться, а после понял одну простую истину. Китайцы не жалуются, что у них забор, арабы не жалуются, что у них кустарник, а мы просто любим жаловаться. У нас красивый, модный, самобытный алфавит, который можно любить, а можно не любить, но точно его можно сделать красивым.

Классные антиквы — anselm serif, kelvinch. Гротесков не так много, но даже mont, formular и bergen sans могут порадовать глаз.

А если рисовать буквы самому, то понимаешь, насколько крутые у нас буквы Ж, Ф и Ц, а строчная «б» ничем не уступает в изящности латинской «g». Кириллица не кастрированная, не урезанная. У нас не так много эксериментов, как могло бы быть, если бы шрифты регулярно покупали, а не воровали. Но даже с таким набором нужно прекратить ныть, что у нас некрасивый ущербный алфавит, а посмотреть на него под другим углом, не пытаясь сравнивать с латиницей и понять, что в его забористости есть своя эстетика.

Любите кириллицу.

2018   дизайн   кириллица   шрифт

Другой набор инструментов

Пару постов назад я рекомендовал книгу «Вы конечно шутите, мистер Фейнман!» В книге есть множетсво интересных мыслей, но одна из самых интересных для дизайнеров про «другой набор инструментов». Фейнман пишет о  навыке дифференциации параметров под знаком интеграла, о котором он прочитал будучи школьником. Так как большинство университетов не учили дифференциации по интегралу, Фенман получил «другой инструмент», который помогал ему решать сложный задачи и пускать пыль в глаза и казаться экспертом по интегралам даже в большом университете.

В дизайне принцип «другого набора инструметов» не менее важен. Достаточно разобраться в редкоиспользуемых функциях фотошопа или иллюстратора и помимо ускорения работы можно создать себе славу эксперта, которым вы в итоге и станете. То же самое работает с горячими клавишами в программах, тонкостями какой-либо сферы дизайна, как история и теория шрифта, работа с вариативными сетками и пр.

Приведу пример из иллюстратора (под рукой русская версия): в меню есть такая функция Редактировать — Редактирование цветов — Перекрасить графический объект. Она собирает цвета всех выделенных объектов и позволяет изменить цвет группами, сохраняя параметры объектов.

Давайте поменяем цвет линии и круга на жёлтый, текст и большой треугольник на чёрный, а большой шестиугольник на белый. Это делается за несколько секунд:

Точно также отлично работают скрипты, инструмент создание фигур, shaper, сетчатый градиент и много много штук, которые по моему опыту редко используют дизайнеры.

Чем больше у вас уникальных инструментов, о которых никто вокруг вас не знает или не пользуется, тем ценнее вы как специалист и тем проще ваша жизнь дизайнера.

5 книг для дизайнеров и людей

Я хочу поделиться с вами небольшим списком из книг, которые, как я считаю должен прочитать каждый дизайнер, и, пожалуй, любой человек, который интересуется жизнью и решением задач. Книги будут расставлены в моём личном порядке значимости.

  1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Автобиографичная комедия от нобелевского лауреата, который открывает все ключи к тому, чтобы стать отличным физиком, музыкантом, хужожником, дизайнером, психологом, бизнесменом. Я считаю, что за исключением упоминания межполовых отношений, книга должна была бы войти в обшеобразовательную школьную программу.
  1. Генрих Альдшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ». Не все разделяют идею формализации поиска решений и верят во вдохновение и счастливый случай. Я не из таких. Я точно буду перечитывать эту книгу несколько раз, так как не понял, наверное, и половины из всего, что хотел сказать автор. Однако, того что я понял достаточно, чтобы поставить книгу на полку к самым значимым книгам для дизайнеров.
  1. Гэвин Кеннеди, «Договориться можно обо всём». Я понимаю, что в мире переговоров есть великий и ужасный Джим Кэмп. Я прочёл его книгу на русском и на английском и всё равно мне она показалась сложной и неоднозначной во многих аспектах. Этого не могу сказать о книге Кеннеди. Она может быть и не такая продвинутая, но помогает вести переговоры и смотреть на ситуацию шире, чем мы привыкли. Это очень помогает в диалоге с клиентами, коллегами и семьёй.
  1. Иоганнес Иттен, Искусство формы, Искусство цвета. Эти две книги уже более узкоспециализарованны для дизайнеров и художников. Они довольно плотно наполнены философией одного человека, что не делает их менее полезными и значимыми для понимания пластики и цвета. Там есть и искусство и физика, что помогает понять феномены цвета и формы глубоко и цельно.
  1. Карлос Кастанеда, «Учение Дона Хуана». Думаю, что если у вас получится прочитать и понять первую книгу Карлоса Кастанеды не как эзотерическое произведение или духовную практику, а как своеобразный сборник ответов на жизненные вопросы и подход к становлению личности и духа, то остальные тоже придутся по душе. Это рискованный совет, так как я понимаю, насколько сложно будет закрыть глаза на какие-то проявления индейской жизни и читать между строк, но думаю, что кому-то мой совет может оказаться полезным.

На самом деле задача подобрать только 5 книг не из лёгких. Конечно, стоит добавить и книги по типографике, и по философии дизайна, и  по истории искусств, и  о модульных сетках, дизайне книги и многие многие другие. Но список бы получился огромным, и я думаю, что лучшие профильные книги, я, возможно, ещё не прочитал.

Благодарю того, человека, которого можно было бы благодарить в каждом посте — мою жену. Именно она планомерно прививает желание читать, покупает книги, так что они всегда в свободном доступе на полке домашней библиотеки и являет собой живой пример человека который по-настоящему любит книги.

2018   дизайн   жизнь   книги   совет