1 заметка с тегом

образ

Образное рабство в дизайне

Дизайн и образ — два неотделимых друг от друга понятия. Дизайн описывает и формирует образ действия, мышления и восприятия. Однако, не всегда образ и дизайн правильно понимают друг друга.

Когда я начинал заниматься дизайном мне дико нравились логотипы. Умные, хитрые, которые охватывают сразу два образа и соединяют их в одном. Как казалось — это и есть самые правильные логотипы и нужно стремиться делать только такие:

Только спустя некоторое время я понял, насколько неверным было моё суждение и понимание того, что такое дизайн и для чего вообще одни им занимаются, а другие за это платят. Дело в том, что в каждой области деятельности есть свои устоявшиеся образы. Если у вас стоматология, то где-то должен быть зуб, а если не зуб, то улыбка. Если вы занимаетесь ремонтом, то никуда не деться от молотков, пил и гаечных ключей. Каждый раз, когда в логотипе или в стиле появляется прямое упонимание деятельности компании, при том через самый очевидный образ, я называю это «наивный дизайн». Он имеет право на существование, но максимально ограничен в возможностях. Так, стоматология с зубом в логотипе вряд ли сможет успешно рекламировать косметические услуги, если вдруг решит расшириться. Но самая главная проблема наивного дизайна в его вторичности. Да, я слышал, что всё уже сделано и не на один раз, но любой компании хочется, чтобы их запомнили: по продукту, по отношению, по коммуникации и по логотипу. Наивных логотипов так много, что они сливаются в единую шеренгу абсолютно одинаковых братьев-близнецов.

Наивный дизайн — не самое страшное, что может случиться с дизайном из-за образа. Там хотя бы присутствует логика и смысл. Гораздо страшнее, когда образ появляется сам собой. Иногда совсем случайно, а иногда из игривой натуры дизайнера. Это те случаи, где презентации строительной компании верстаются по форме молотка, когда абстрактная графика, отдалённо напоминающая облака или волны, начинают выполнять их функцию, оказываясь в изображении в виде неба или моря. Связи может не быть никакой, просто образ наспех присобаченный к дизайну и берущий его в плен. Абстрактная графика на то и абстрактна, чтобы абстрагироваться от образа, а не для того, чтобы привязаться к первому попавшемуся. Это напоминает поход провинциального бухгалтера в галерею современного искусства, где Тамара Ивановна (именно так должны звать всех провинциальных бухгалтеров) начинает искать в картине Джейсона Поллока смысловые элементы, пейзажи или людей, а тот просто со всей дури херачит краской через холст, потому что выбрал такой способ отделитсья от образного искусства с мишками на соснах и полуголыми женщинами.

Классно, когда образы легко считаваются, подходят под ситуацию и при этом являются крайне уместными. Такое случается не редко. Но когда образы просто появляются ради того, чтобы появиться, то «это фиаско, братан».

3 апреля   дизайн   образ